Перевозчики, занимающиеся транспортировкой сыпучих грузов – это отдельная каста. Правильно поставленное дело позволяет иметь солидную прибыль. Но только при разумном подходе к выбору техники.
Россия испытывает настоящий строительный бум – это факт, не подлежащий сомнению. Соответственно, увеличивается и потребность в перевозках, в первую очередь сыпучих материалов. Естественно, что справиться с ней могут в большинстве случаев лишь самосвалы.
Времена плановой экономики давно прошли, и на первый план выходят совсем другие критерии оценки эффективности. Реки солярки, «бесплатные» запчасти и государственная техника остались далеко в прошлом. Теперь на первом месте – экономическая целесообразность. Гонять 8-ми тонный МАЗ 5551 с расходом топлива, как у 20-ти тонного зарубежного самосвала, на длинное плечо могут позволить себе лишь те перевозчики, которые в буквальном смысле слова не считают денег. Другие же тщательно просчитывают эффект.
Обычная ситуация – выбор между отечественной и зарубежной техникой. К достоинствам первой можно смело отнести более низкую цену и доступность запчастей. К достоинствам второй – большую (часто) грузоподъёмность и сравнительную беспроблемность в эксплуатации.
На практике это выглядит так – КамАЗы, МАЗы и КрАЗы часто ремонтируют в собственной мастерской своими силами, а зарубежную технику – на сервисе у дилера. Если же собственной мастерской нет, то и отечественные самосвалы приходится доверять сервису. И в этом случае эксплуатационные расходы уже можно считать сопоставимыми, за исключением того, что у отечественной техники шанс «встать посреди поля» на порядок выше, чем у зарубежной. А ведь каждый день простоя самосвала – это прямые убытки владельцу! С этим ещё можно мириться при большом парке технике, коротком плече перевозок и наличии собственной ремонтной базы. Если же это не так, то зачастую выбор зарубежной техники более оправдан.
У людей, не знакомых со спецификой перевозок, часто бытует стереотип – КамАЗы «дубовые», а иномарки – нежные. На самом деле всё проще – отечественная техника лучше переносит перегруз. Достаточно посмотреть на КамАЗы – самосвалы на любой стройплощадке – практически у каждого наращенные борта, а перегруз в 2-4 тонны – скорее норма, чем исключение. И машины выдерживают. Если же так же перегружать иномарки–самосвалы, то отказы могут посыпаться как из рога изобилия – лопнувшие рессоры, отказы гидравлики, повреждённые карданы. Но на самом деле всё относительно – количество отказов отечественной техники всё равно в равных условиях на несколько порядков больше. Мнение же об их «дубовости» сформировалось лишь за счёт сравнительной дешевизны запчастей и доступности сервиса. «Пустяковая» для КамАЗа поломка, устранимая прямо на стройплощадке в течение часа, для какого-нибудь MAN или DAF может обернуться недельным простоем – запчасть надо заказать, дождаться, отогнать машину в сервис или вызвать ремонтников, установить… Отсюда и предубеждение относительно зарубежной техники.
С другой стороны, перевозчики, постоянно эксплуатирующие иномарки, остаются ими довольны. Правда, при соблюдении некоторых условий – доступности запчастей и сервиса, недопустимости перегруза и при наличии квалифицированных водителей. При этом большинство перевозчиков сходятся во мнении, что марка самого самосвала не так важна, как соблюдение этих условий. Практически все европейские самосвалы имеют схожую конструкцию, зачастую отличаясь лишь кабиной и небольшими нюансами по ходовой части. Это гарантирует и схожие цены на запчасти и одинаковый срок гарантии. Поэтому вряд ли стоит считать марку самосвала определяющим критерием при выборе. А вот наличие рядом с местом базирования техники фирменного сервиса является чрезвычайно важным. В случае, если сервиса нет, проблем и простоев даже при незначительных поломках не избежать. Если ещё вспомнить об обязательных ТО, то этот критерий и вовсе затмит все остальные.
Колёсная формула
Чем больше осей, тем больше цена. Это практически закон. Но экономить на колёсной формуле чаще всего не получается. Конечно же, при коротком плече перевозок и при более-менее нормально выровненной стройплощадке колёсной формулы 6x4 чаще всего достаточно. Зачастую лучшим решением в таком случае будет даже покупка отечественной техники, которая значительно выигрывает у иномарок по соотношению цена/грузоподъёмность.
В случае плеча средней протяжённости и/или более плохого состояния дорог, вариант 6x4 уже не выглядит столь выигрышно. Как вариант возможно использование самосвального прицепа, но в этом случае резко возрастает время разгрузки – расцепка занимает значительное время. Если длина плеча перевозки такая, что этим временем можно пренебречь, то подобный вариант будет наиболее выгодным с экономической точки зрения. Если же нет, то стоит приглядеться к колёсным формулам 8x4, несмотря на значительную разницу в цене. Подобный вариант за счёт большей грузоподъёмности значительно выигрывает в плане эффективности перевозок. Если соотнести длину плеча, эксплуатационные расходы и грузоподъёмность, то зачастую покупка зарубежного самосвала типа MAN TGA или Renault Kerax окажется гораздо более выгодной, чем покупка за те же деньги трех КамАЗов или двух импортных самосвалов 6x4. При больших плечах перевозки вариантом может стать и покупка тягача в сцепке с самосвальным полуприцепом.
В любом случае важно помнить, что перегруз самосвалов – это не прямая денежная выгода, а практически всегда – косвенные убытки. Ресурс агрегатов сокращается очень значительно, и в итоге сиюминутная выгода оборачивается убытками в будущем. Именно поэтому лучше сразу купить в лизинг более грузоподъёмный самосвал – это всегда выгоднее, чем эксплуатация с перегрузом.